Вопрос юристу (№178)

На вопросы из редакционной почты отвечает доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Ольга Беляева.

Уважаемые читатели!

Очень приятно, что вы проявляете столько активный интерес к газете «Аукционный Вестник» и, в частности, присылаете огромное количество вопросов в рубрику «Вопрос юристу».

Однако ситуация с вашими вопросами постепенно выходит за грани разумного ...

Я понимаю, что проще написать свой вопрос и ждать персонального ответа, нежели чем самостоятельно почитать газету, поискать необходимые материалы. Ежедневно на сайт приходят одни и те же вопросы, мы тратим много времени, чтобы их проверять, сортировать и т.д. Убедительно прошу вас: читайте газету, она очень информативна, скорее всего, ответ на вопрос, аналогичный вашему, в газете уже опубликован. И еще, пожалуйста, не забывайте о названии самой газеты, присылайте те вопросы, которые соответствуют профилю нашего издания.

С уважением, Ольга Беляева

Поясните, пожалуйста, в соответствии с какими нормативными актами осуществляет в 2014 году свою закупочную деятельностьГосударственная корпорация по атомной энергии «Росатом»: по 223-ФЗ или по 44-ФЗ?

Какие нормы Закона № 44-ФЗ для ГК «Росатом» являются обязательными для исполнения, и какие – нет?

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ Госу­дарст­венная корпорация по атомной энергии «Росатом» является государственнымзаказчиком, так что по нормам Закона № 223-ФЗ корпорация не работает. Все нормы Закона № 44-ФЗ являются для корпорации (как и для любогодругого государственного или муниципального заказчика) обязательными для применения. Собственно говоря, в законах не бывает норм,которые необязательны для исполнения.

Для заключения контракта на интернет-услуги мы направили 5 запросов ценовых предложений, но ответов на них неполучили. Какимобразом поступить дальше?

Ценовые запросы – это лишь одна из форм получения заказчиком информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги. В целяхобоснования начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, Вы должнывоспользоваться другими видами общедоступной информации, перечисленными в ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Для согласования заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с приказом Минэкономразвития России от13.09.2013 г. № 537 необходимо предоставить в контрольный орган документацию о закупке.

В каком виде необходимо предоставить данную документацию: копию или оригинал?

Думаю, что представлять нужно именно оригинал документации, поскольку иное в данном нормативном правовом акте не указано. Копиякакого-либо документа правового значения, по общему правилу, не имеет, если только иное не допускается в нормативном правовом акте.

Каким образом публиковать отчет об исполнении контракта, предусмотренный в ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, постановленииПравительства РФ от 28.11.2013 г. № 1093, если контракт заключается в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и не подлежитвключению в реестр контрактов, заключенных заказчиками?

Я полагаю, что в тех графах, где должна указываться информация из реестра контрактов, нужно поставить прочерки.

Возможно ли заключение контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в устной форме (оплата товаров, работ, услуг посчету, без заключения контракта в письменной форме).

В действующей редакции Закона № 44-ФЗ «договоров в устной форме» нет. В описанной Вами ситуации «контрактом» следует считатьоплаченный счет. Правда, возникает другой вопрос: куда включать расчет и обоснование цены контракта, требуемые в соответствии с ч. 4 ст. 93Закона № 44-ФЗ. На мой взгляд, ничего не остается, кроме как включить эту информацию в счет.

Подпадают ли под действие Закона № 44-ФЗ договоры гражданско-правового характера, не связанные с оказанием преподавательскихуслуг? Например, договоры на обслуживание орг.техники. Если такие договоры регулируются нормами Закона № 44-ФЗ, то всоответствии с каким пунктом какой статьи?

Отвечу, пожалуй, вопросом на вопрос: согласно какому пункту какой статьи они не подпадают под действие данного Закона? Закон № 44-ФЗрегламентирует все закупки заказчиков.

Правильно ли я понимаю, что федеральное образовательное учреждение вправе производить закупки у единственного поставщика какдо 100 тыс. руб., таки на сумму до 400 тыс.руб. с соблюдением процентных долей от своего годового объема закупок (п.4 и 5 ч. 1 ст. 93Закона № 44-ФЗ)?

Да, совершенно правильно. Такая же практика была и раньше, в бытность применения норм Закона № 94-ФЗ (см., например, письмо ФАСРоссии от 09.02.2012 г. № АЦ/3704).

Почему учреждения науки и медицинские учреждения не указаны в перечне заказчиков, которые вправе осуществлять закупки уединственного поставщика на основании п.5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ? На чем основывается такая «избирательность» законодателя?

О причинах данного избирательного подхода лично мне ничего неизвестно. Однако могу предположить, что подобная избирательность вполнеоправданна. Заказчики, перечисленные в приведенной Вами норме, в основном обходятся «мелкими» закупками и очень часто не то чтобы торги,но и запросы котировок в жизни никогда не проводили. У них весьма маленькие бюджеты, поэтому они и заслуживают «послаблений».

Мы являемся государственным бюджетным учреждением здравоохранения. Что мы должны заключать по результатам торгов:контракт или гражданско-правовой договор?

Ответы на аналогичные вопросы публиковались в Аукционном Вестнике неоднократно. См., например, № 173 от 17 января 2014 г., стр. 6.

На какие именно расходы по служебным командировкам заключается контракт с единственным поставщиком согласно п. 26 ч. 1 ст. 93Закона № 44-ФЗ? Являются ли закупкой следующие расходы: например, специалисты выезжают с отчетами, для участия в семинарах,совещаниях, для решения каких-то вопросов в министерствах республики? Включать ли эти расходы в план закупок?

Цель командировки правового значения не имеет, важен сам факт направления работников в командировку. К расходам относятся обеспечениепроезда к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания. Данныерасходы должны быть включены в план-график.

Заключен договор по результатам запроса котировок, проводимого в соответствии с Законом № 223-ФЗ. За 1 день до окончания срокадействия договора подрядчик направил заказчику письмо о несоответствии технической документации (сметы) фактическим работам(увеличение объемов, изменение видов работ). Заказчик не принимает доводы подрядчика, основанные на нормах Закона № 223-ФЗ иположения о закупках. Что делать дальше?

Описанная проблема не может быть разрешена в соответствии с Законом № 223-ФЗ и (или) положением о закупке, поскольку она не имеетровно никакого отношения к закупочной деятельности. Для разрешения спора между сторонами следует обратиться к тексту, который заключенмежду ними. Мне представляется, что, скорее всего, неправ подрядчик. О перечисленных в вопросе обстоятельствах он был обязан своевременнозаказчика предупредить, а не ставить перед фактом (ст. 709 ГК РФ). Так что подрядчик не может по своему усмотрению отступить от требованийтехнической документации и сметы, выполнять дополнительные работы, не получив на это предварительного согласия заказчика.

Муниципальные автономные учреждения с 1 января 2014 г. применяют положения Закона № 223-ФЗ и, соответственно, работаютсогласно положению о закупках и плану закупок. Как заключать договоры на оказание услуг, которые необходимо подписать в декабре2013 г., так как услуги оказываются с 1 января 2014 г. (услуги охраны, обслуживание полей, уборка помещений)? Вы ранее отвечали, чтотакие договоры следует заключить в обычном порядке, потому что закон обратной силы не имеет и на ранее заключенные договорыраспространять свое действие не может.

А как отражать в плане закупок на 2014 год договоры, заключенные в декабре 2013 г.? Нужно ли их вообще отражать? Если да, то какойспособ закупки указать (возможно, у единственного поставщика?)

Отражать договоры, заключенные в 2013 г., в плане 2014 г. не нужно. В него войдут закупки, которые будут осуществляться именно в 2014 г.

Мы автономное учреждение. Из-за перегруженности официального сайта в декабре 2013 г. не успели разместить положение о закупках до31.12.2013 г.; разместили только 06.01.2014 г. В рамках какого закона мы должны работать в 2014 г.?

Предположу, что Ваше автономное учреждение создано муниципальным образованием, в связи с чем Вы переходите к применению Закона№ 223-ФЗ именно в 2014 году.

Согласно ч. 8 ст. 8 Закона № 223-ФЗ муниципальные автономные учреждения применяют положения данного Закона с 1 января 2014 г.,причем в Законе нет норм, указывающих, что положение о закупке должно быть размещено на официальном сайте до указанной даты. На мойвзгляд, нет никаких препятствий для того, чтобы Ваше учреждение осуществляло закупки по положению, размещенному на сайте 06.01.2014 г.Вы не нарушили Закон, тем более что дни в период с 1 по 6 января были нерабочими и, скорее всего, никаких закупок в этот период Вы непроводили.

Подпадают ли денежные средства, полученные бюджетным учреждением от родовых сертификатов, под действие Закона № 223-ФЗ?Подпадают ли денежные средства, направляемые из областного Фонда обязательного медицинского страхования под действие Закона№ 223-ФЗ?

Я полагаю, что Ваш вопрос задан в контексте п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. В данной норме имеется изъятие, не позволяющее бюджетномуучреждению перевести закупки, осуществляемые за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности отфизических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности, всфере действия положения о закупке, утвержденного в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Речь идет о средствах, полученных на оказание иоплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Средства, которые бюджетное учреждение получает в качестве оплаты родовых сертификатов, выделяются Фондом обязательногомедицинского страхования, поэтому расходовать их по правилам Закона № 223-ФЗ (даже при наличии положения о закупке) нельзя.Аналогичный ответ можно дать и на второй Ваш вопрос.

Мы являемся муниципальным казенным дошкольным обра­зовательным учреждением. Можем ли мы закупать продукты питания насумму до 400 тыс. руб. у единственного поставщика на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ или мы обязаны проводить конкурс сограниченным участием согласно постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1089 «Об условиях проведения процедурыконкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)?

Думаю, что Ваше учреждение может воспользоваться закупкой у единственного поставщика. Хотя прямого указания на этот счет в Законе№ 44-ФЗ не содержится, я рассуждаю по аналогии с нормой ч. 2 ст. 59 данного Закона. В ее первоначальной редакции содержалось указание наслучаи обязательного проведения заказчиками электронного аукциона. Однако впоследствии норма была «подправлена» указанием навозможность осуществления закупки у единственного поставщика. Здесь такая же история: согласно ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ применяетсяконкурс с ограниченным участием, а согласно ч. 1 ст. 93 этого же Закона закупка у единственного поставщика может осуществляться вперечисленных случаях. Полагаю, что для заказчика нет препятствий воспользоваться предоставленным ему Законом правом закупки уединственного поставщика.

В положении о закупках автономного учреждения в разделе, описывающем про­цедуру открытого запроса предложений в электроннойформе, срок на подачу заявок ограничен двумя рабочими днями. Не является ли применение этого пункта ограничением конкуренции?

Признаки ограничения конкуренции определены в ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К нимотносятся:

• сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

• рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,

• отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

• определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии собязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими водну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

• иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннемпорядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

• установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлениигосударственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующимсубъектам, не предусмотренных законодательством РФ.

Так, Арбитражный суд Республики Татарстан в решении от 23.04.2013 г. по делу № А65-1633/2013 отметил, что антимонопольный органдолжен представить суду доказательства, свидетельствующие об установлении им признаков нарушения антимонопольного законодательства,указать временные, территориальные, продуктовые границы рынка, на котором было допущено правонарушение.

Единообразие в толковании норм Федерального закона «О защите конкуренции» установлено в постановлении Президиума ВысшегоАрбитражного Суда РФ от 21.04.2009 г. № 15956/08. Оно предполагает, что существенной частью доказывания нарушения конкуренции являетсяопределение соответствующего товарного рынка в его продуктовых, географических и уровневых границах, проведения анализа его состояния,чего не было сделано заинтересованным лицом ни при рассмотрении дела, ни в ходе судебного заседания.

Так что формулировки, содержащиеся в положение о закупке, сами по себе конкуренцию ограничивать не могут; ограничение конкуренцииможет быть только следствием реализации данных формулировок и лишь в случае, если наличие признаков ограничения конкуренции будетдоказано антимонопольным органом.

К сожалению, в сегодняшней практике применения норм Закона № 223-ФЗ наблюдается смешение понятий «ограничение конкуренции» и«сокращение числа участников закупки». Замечу, что второе понятие характерно для другой сферы отношений – государственных имуниципальных закупок, – где заказчику запрещено совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участниковзакупки (ч. 2 ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Мы являемся ФГУП и работаем по нормам Закона № 223-ФЗ. У нас есть договоры, заключенные в 2009 г. Они бессрочные, цена неуказана, оплата производится согласно счетов. Счета бывают свыше 100 тыс. руб. Эти закупки проходят как закупки у единственногопоставщика. Нужно ли размещать информацию о закупке у единственного поставщика (извещение, документацию, проект договора), атакже вносить в план закупки эти закупки каждый раз согласно счетов?

Думаю, что это не закупки у единственного поставщика, потому что на договоры, заключенные до вступления в силу Закона № 223-ФЗ,перечисленные Вами требования распространяться не могут, ведь данный Закон не имеет обратной силы. Так что ни в плане закупки, ни на сайтерасходы, осуществляемые Вами по данным договорам, отображаться не должны.

Может ли бюджетное учреждение, работающее по Закону № 223-ФЗ), внести изменения в утвержденное и опубликованное наофициальном сайте положение о закупке (нужно устранить некоторые упущения)? Нужно ли такие изменения согласовать с учредителем?

Бюджетное учреждение может вносить изменения в свое положение о закупке неограниченное число раз и с любой периодичностью.Изменения обязательно должны быть утверждены органом, осуществляющим функции учредителя в отношении данного бюджетногоучреждения, и размещены на официальном сайте в течение 15-ти дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Мы являемся государственным бюджетным учреждением здравоохранения, разработали свое положение согласно Закону № 223-ФЗ,направили на утверждение учредителю. Учредитель ограничил нас, предусмотрев в разделе «Закупка товаров, работ, услуг уединственного поставщика» следующее условие: «Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 500тыс. руб. (закупка малогообъема). При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик в праве осуществить закупкой малогообъема не превышает 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком».

Может ли Учредитель так нас ограничить?

Безусловно, такое решение находится в компетенции учредителя, Вы обязаны подчиниться такому решению, других вариантов нет.Единственное, что можно поправить в приведенной Вами формулировке – это упоминание плана-графика. Ведь согласно Закону № 223-ФЗ Выутверждаете план закупки, а это другое планирование, оно не касается плана-графика, в соответствии с которым осуществляются закупки врамках контрактной системы.

Бюджетное учреждение здравоохранения в декабре 2013 г. разработало положение о закупке согласно Закону № 223-ФЗ. Положение былоутверждено главным врачом, но не размещено на официальном сайте. 28.12.2013 г. вступил в силу нормативный акт обязующийутверждать положение учредителем (в нашем случае это министерство). В настоящее время положение находится на утверждении. Имеемли мы право проводить закупки по правилам Закона № 223-ФЗ до утверждения положения учредителем и размещения на ООС?

Конечно, нет. Придется подождать. См. ответ на аналогичный вопрос в Аукционном Вестнике № 175 от 31 января 2014 г. на стр. 5.